поход в книжный магазин – это всегда небольшое приключение.
каждый знает, каково это оказаться в магазине без определенной цели. хожу между
полок с книгами и наблюдаю: какая книга поманит на этот раз.
проза. французская. дамская. если последние пару недель
прошли под звездами французского кино, то почему бы и не остановиться на
французской литературе. и да. Анну Гавальда, прочитанную накануне, называют современной Франсуазой Саган, поэтому
логично вспомнить юность: «Немного солнца в холодной воде», «Здравствуй, грусть»…
отлично. пусть будет Франсуаза Саган. Окольные пути.
Франция. 1940 год. четверо друзей спешно покидают Париж в
надежде оказаться подальше от войны. вот где настоящее приключение.
позднее выясняется, что друзья – никакие не друзья. у
каждого из этих людей есть свои цели. да и приключения им совсем ни к чему, их жизнь - это маска.
четыре человека из высшего общества. эти люди не умеют работать,
уважать, любить, даже дружить. люди, которые очень хорошо умеют держать лицо,
создавать впечатление. привыкшие жить сплетнями и оценками. только такое умение
не очень-то востребовано в ситуации, когда на дороге, в поле, в деревне. один
на один с жизнью. реальной, а не придуманной.
погибают все четверо так же бессмысленно, как и жили.
несмотря на светскую легкость, Франсуаза Саган умудряется
затронуть одну из наиболее важных тем человеческого бытия: вопрос о смысле
человеческой жизни. грань между жизнью и смертью - время, чтобы снять маски.
«А он всегда уделял много внимания своему физическому
облику, всю жизнь сам он был лишь дополнением к собственному лицу»
«Вы знаете, это ведь очень утомительно – так долго стараться
нравиться»
«Он не смог подавить стон, потому что всегда легче переносил
несчастья, чем неприятности»
понравилась мне классификация живописи: «Потому что в
обществе, в котором вращалась мадам Лессинг, было принято, что такие
аскетические лица всегда в духе Мемлинга; Боттичелли – значит, хорошенькие
женщины, Босх – сцены кошмаров, Брейгель – пиры и снег, Ренуар – толстушки,
Модильяни – худые женщины, а Ван Гог олицетворял собой гений и несчастное
сочетание уха, моста и стула»
нет в этой классификации ни понимания, ни глубины. впрочем,
как и в жизни самих персонажей.
Надежда, и мне эта цитата тоже запала в душу. Только кажется, что Француаза очень точно подметила манеру письма художников. Худосочные модильянистые особы очень часто оказываются желчными, надменными, высокомерными. А ренуаровские толстушки-веселушки в жизни призводят впечатление беспечных и добродушных барышень.
ОтветитьУдалитьФрансуаза Саган очень точно подметила особенность художников. и не только художников. Мадам Лессинг перебирает в голове всю классификацию, чтобы дать характеристику хозяйке деревенского дома как во время светской беседы. такое отношение к живописи говорит только об одном - полном незнании самих полотен, растерянности, характерной для незнакомой ситуации и неадекватности коммуникативных реакций.
ОтветитьУдалитьСогласна с Вами, Надежда, что Француаза Саган тонкий психолог и хороший писатель, умеющий создать живой образ героя. Она автор метких характеристик, деталей, живописных пейзажей, которые поддерживают настроение героя, а иногда и диссонируют с ним. Я давно не перечитывала Ф.Саган, но у меня с этим именем связаны меланхолично-лиричные воспоминания.
ОтветитьУдалить